Малый софтверный бизнес — это реальная сила


(495) 123-37-58 Москва
 С.-Петербург
 Ростов-на-Дону
 Екатеринбург
 Нижний Новгород
>> просмотреть все города

Графические программы

AdobeПродажа Photoshop, Pagemaker, Illustrator.

Малый софтверный бизнес — это реальная сила

Год назад на представлении отчета по российскому рынку ИТ-услуг руководитель ЛИНЭКС Сергей Карелов ввел в оборот понятие — “другая ИТ-Россия”, которое на самом деле очень точно отражает всю условность наших знаний об отечественной ИТ-отрасли в целом. Действительно, если посмотреть на публичную информацию о российской составляющей рынка, то может сложиться впечатление, что она представлена совсем небольшой группой — в пределах трех десятков — игроков (преимущественно интеграторами). На самом же деле это лишь часть айсберга, причем даже профессиональные аналитики не могут хотя бы приблизительно оценить, какая именно по своим относительным размерам. Чтобы хоть немного представить размеры “другой” части, достаточно сказать, что партнерские сети Microsoft и “1С” включают по несколько тысяч компаний (а эти сети не очень сильно пересекаются).

Фактически в зону публичного внимания попадает только рынок крупных корпоративных клиентов, проекты федерального уровня, две столицы. А заказчики малого и среднего бизнеса, огромное число государственных учреждений, регионы страны — это уже “другая ИТ-Россия”. При этом на рынке происходят важные процессы, появляются новые бизнес-сегменты, существенно меняется соотношение сил.

Сказанное в полной мере относится и к российским разработчикам софта. Ситуация тут поистине парадоксальная: это старейший сегмент нашего ИТ-рынка, который не просто продолжает оставаться одним из ключевых его компонентов, но с которым вполне обоснованно связываются перспективы выхода нашей страны на достойные позиции в мировой ИТ-отрасли. Но если попробовать разобраться в ситуации и процессах в этой сфере, то выясняется, что по большому счету наши представления о нем находятся на уровне периодически выдаваемых различными исследователями “миллиардов долларов”, за которыми непросто уловить какую-то содержательную часть.

Так, мы много говорим о направлении тиражно-коробочного ПО, но если попросить даже знатоков рынка сходу назвать известных российских поставщиков, то затруднения начинаются уже на четвертой-пятой позиции. Да, это так — крупных вендоров немного, но есть масса небольших фирм-разработчиков, в чем легко убедиться, зайдя, например, в софтверный интернет-магазин. Вопрос: а какую долю эти “небольшие” занимают в сумме на рынке ПО? ИТ-маркетологи ответа на него не дают, хотя можно предположить, что немалую, а что еще важнее — возможно, увеличивающуюся…

В этой связи стоит вспомнить, что в начале нынешнего десятилетия неожиданно для многих появился весьма значительный сегмент офшорного программирования, который сейчас принято называть направлением экспортного ПО. Надо сказать, что, несмотря на радужные данные о темпах роста, публикуемые ассоциацией РУССОФТ, представляющей интересы софтверного офшоринга, ситуация здесь представляется также не очень ясной. Но понятно одно — речь идет преимущественно о разработке заказного ПО, как правило, в рамках сотрудничества с крупными западными клиентами.

А как же обстоят дела с экспортом тиражного ПО? Опять же тут можно назвать пять-шесть известных российских компаний, но только ли они представляют данное направление? Ответ на этот вопрос в какой-то мере дала прошедшая в конце сентября в Подмосковье очередная осенняя конференция Форума независимых разработчиков ПО (Independent Software Developers Forum, ISDEF). Ход этого мероприятия показал, что в России уже сформировался новый важный сегмент рынка, который имеет очень интересные перспективы.

История

История ISDEF началась десять лет назад с появления российского сообщества SWRUS — разработчиков ПО категории Shareware (см. врезку). Интернет-общение и личные встречи на разных мероприятиях привели к пониманию необходимости консолидации и создания собственной площадки для очного обсуждения вопросов развития этого бизнеса. Идея материализовалась в виде первой конференции ISDEF осенью 2002 г., прошедшей (что примечательно) в подмосковном наукограде Черноголовка.

Говоря о появлении ISDEF, нужно отметить несколько моментов. Прежде всего речь шла не просто об объединении отечественных разработчиков, а о международном русскоязычном сообществе. Важно и то, что эта ассоциация изначально подразумевает объединение частных лиц, а не компаний. И еще — в момент создания и долгое время после него организаторы явно не ставили перед собой задачу проведения какой-то регулярной публичной деятельности и активных PR-акций: их усилия были сосредоточены на работе внутри сообщества по обмену опытом и поиску деловых партнеров, причем именно в форме конференции (слово “форум” в названии достаточно точно отражает суть и форму работы ассоциации).

Важным моментом в развитии ISDEF стало создание отделения организации в США для укрепления связей с западными партнерами и пропаганду своей деятельности за рубежом. С 2005 г. ассоциация начала более активно сотрудничать с ведущими ИТ-компаниями, такими как Microsoft и Google. Тогда же начались контакты с российскими государственными структурами. С этого же года конференции стали проводиться дважды — весной и осенью, и кроме того, ISDEF организует тематические семинары. Число членов ассоциации сейчас насчитывает около 240 человек со всего мира, но фактически в сферу ее деятельности так или иначе вовлечено несколько тысяч разработчиков ПО.

Осенняя конференция ISDEF Fall 2008

В нынешнем мероприятии приняли участие более 350 руководителей и собственников софтверных и ИТ-компаний из России, Украины, стран Балтии, США, Германии, Франции. Наша страна была представлена компаниями из 20 городов. Формат мероприятия был в целом прежним и включал в себя две части. Первая — это обмен опытом по организации и продвижению софтверного бизнеса: вопросы технологий разработки, управления персоналом, маркетинга и построения отношений с партнерами и клиентами. Важно отметить, что все это проходило не в виде спонтанных обсуждений, а, скорее, в форме технической учебы (но в интерактивном режиме), когда опытные игроки делятся своими наработками.

Вторая часть конференции — общение с потенциальными инвесторами, поиск деловых партнеров. Примечательно, что один из крупнейший в мире провайдеров Shareware-продуктов компания Digital Rever была представлена на мероприятии командой из 20 сотрудников. Новшеством ISDEF Fall 2008 стало проведение специальной инвестиционной секции, в которой приняли участие около десятка западных и российских инвестиционных фондов. Помимо круглых столов тут прошли переговоры в формате “один на один”, которые представители венчурных фондов провели с первыми лицами 20 софтверных компаний, заинтересованных в привлечении финансовых ресурсов. В одном из выступлений на этой секции прозвучала следующая оценка: инвестиции в российский сектор ИТ в прошлом году составили порядка 1 млрд. долл., и можно ожидать их существенного увеличения по итогам текущего. Председатель правления ISDEF, CEO компании Alawar Entertainment Александр Лысковский оценил итоги работы этой секции очень положительно, но подчеркнул, что от момента знакомства инвестора с потенциальным партнером до заключения сделки проходит от 3 до 18 месяцев, поэтому об объемах сделок пока говорить рано.

На конференции было представлено первое исследование российского софтверного рынка ISDEF, из которого следует, что его объем (покупка пользователями программных продуктов зарубежных и российских вендоров) в 2007 г. вырос на 75% -- до 3,7 млрд. долл., а в 2009-м при средних ежегодных темпах 35–40% предположительно приблизится к 7 млрд. долл. Структура приобретений ПО внутри страны выглядит следующим образом: 65% продаж ПО приходится на корпоративных клиентов, 20% — на государственный сектор и 15% программных продуктов приобретают частные пользователи.

О вкладе российского Shareware-сообщества в эти объемы публично не говорилось, но в кулуарах прозвучали некоторые оценки. Речь шла о примерно 10 тыс. высококвалифицированных и энергичных разработчиков, которые трудятся в двух-трех тысячах малых компаний или индивидуально. Объем реализуемой ими продукции сегодня — около 1 млрд. долл., из которых на Россию приходится 10%. Есть все реальные возможности для роста объемов продаж ПО в целом и увеличения доли в них нашей страны.

Тема надвигающегося экономического кризиса в программе мероприятия не была обозначена, но затрагивалась в рабочем порядке как в публичных обсуждениях, так и в кулуарах. В целом всем понятно, что мировую экономику, в том числе и ИТ, ожидают непростые времена, но как раз в этой ситуации новые технологии и модели бизнеса могут расширить свое присутствие на рынке. В частности, высказывалось мнение, что софтверный сегмент России будет расти значительными темпами, хотя, возможно, и не такими высокими, как это прогнозировалось еще недавно.

В то же время неоднократно звучали слова о том, что активность государства в области борьбы с пиратством пошла в нашей стране на спад. Довольно определенно по этому поводу высказался генеральный директор компании Famatech Дмитрий Курашев: “В последние два года мы наблюдаем колоссальный рост в корпоративном сегменте и в госсекторе, но эти сегменты очень уязвимы. Если кто-то наверху вдруг решит, что в ВТО мы уже не хотим, а значит, с пиратством не нужно бороться, крупный бизнес начнет откат назад от легализации ПО”.

Что касается инвестиций в ИТ, то тут тоже ситуация выглядит двояко. С одной стороны, общий объем денег уменьшится, но с другой — инвесторы будут искать новые сферы применения своим средствам, помимо сырьевых отраслей, уязвимость которых стала сейчас очевидной. Генеральный директор компании SoftKey Феликс Мучник по этому поводу отметил: “Ситуация парадоксальная: у инвесторов есть деньги, которые нужно вкладывать, но нет проектов, в которые можно вкладывать. Однако кризиса на инвестиционном рынке нет, это иллюзия”.

Итоговые размышления

Создается впечатление, что российское Shareware-сообщество как раз в этом году переживает переломный момент своего развития. Из относительно небольшой группы разработчиков-индивидуалов, решавших в общем-то проблемы своего персонального бизнеса, сформировался отраслевой сегмент, очень важный для развития российской софтверной индустрии в целом. И дело тут не только в росте объемов продаж. Важным моментом является то, что по мере своего роста компании, изначально ориентированные на зарубежные рынки, все больше внимания начинают уделять работе внутри страны. Возможно, еще более существенно то, что их пример и опыт послужат хорошим стимулом для развития многочисленных малых ИТ-фирм страны, особенно в регионах.

В этой связи нужно отметить такой момент. ISDEF была создана шесть лет назад примерно одновременно с другим ИТ-объединением — РУССОФТом. Совпадение, конечно, не случайное — это был момент начала широкого выхода российских разработчиков на мировой рынок. Все это время две ассоциации действовали параллельно, демонстрируя разные модели работы, в том числе в сфере PR. Это вполне понятно: ведь они представляли два принципиально разных направления разработки ПО. Казалось бы, хорошей идей является интеграция этих двух сообществ. Но если проанализировать ситуацию глубже, то окажется, что вряд ли это возможно и нужно.

Проблема же заключается в другом: в настоящее время в стране формируется новый сегмент малого софтверного бизнеса, ориентированного в целом — в отличие от ISDEF — на внутренний рынок (это и тиражное, но еще больше заказное ПО). У него есть потребность в обучении специалистов и освоении уже имеющегося опыта, а главное — в совместном решении отраслевых задач. Именно такая постановка вопроса отчетливо прослеживалась на двух конференциях этого года — прошедшей в июне петербургской Software Development Summit и нынешней подмосковной ISDEF Fall 2008.

Парадоксально, но факт: в России сегодня нет профессионального объединения, представляющего интересы софтверной отрасли страны в целом, хотя потребность в этом назрела. Возьмет ли на себя дополнительные функции какое-то из действующих сообществ или мы будем свидетелями появления в недалеком будущем еще одной группировки отечественных разработчиков ПО?

Shareware как модель инновационного софтверного бизнеса

Shareware у нас обычно переводится, как условно-бесплатное ПО, что не совсем точно отражает его суть: в упрощенном виде данная схема распространения программ означает возможность бесплатного ознакомления с программами в режиме их использования, а затем его покупку, если продукт “приглянулся” пользователю.

Сегодня термин Shareware применяется в ИТ-отрасли реже, чем 5–8 лет назад, но это совсем не значит, что такая модель бизнеса сошла на нет. Совсем наоборот — она является очень популярной и широко используется, в том числе и глобальными софтверными вендорами. Собственно, исчезновение слова Shareware как раз и говорит о том, что данный метод продвижения ПО стал общеупотребительным.

В то же время Shareware (мы будем по традиции использовать это слово) сохраняет актуальность как самостоятельное направление софтверного рынка, которое сегодня не имеет четкого названия. Его было бы правильнее связывать с продажами ПО через Интернет. Данная модель сейчас фактически доминирует в сегменте малого и среднего бизнеса по разработке ПО и играет решающую роль в продвижении софтверных стартапов. За последние годы в мире сформировалась хорошо структурированная международная система Shareware, которую можно представить в виде трехзвенной цепочки: разработчики — интернет-сервисы по продажам — пользователи и которая позволяет даже программисту-индивидуалу сразу выйти на мировые просторы софтверного рынка.

Нам не удалось найти оценки объемов этого рынка, но можно уверенно говорить, что он исчисляется минимум миллиардами долларов. Однако дело тут даже не в деньгах, а в том, что данное направление является очень важным как для питания инновациями ИТ-отрасли в целом (в том числе и в плане освоения новых бизнес-моделей), так и российского рынка, причем сразу в нескольких аспектах: интеграция страны в мировое ИТ-сообщество, создание питательной среды для национального ИТ-бизнеса и развитие софтверного бизнеса в регионах.

Отметим, что именно из недр отечественного Shareware-бизнеса появился один из самых популярных в мире российских продуктов — архиватор WinRAR. В качестве примеров успешного выхода на традиционный рынок коробочного ПО можно назвать также решения “Битрикс” (управление сайтами) компании “Битрикс” и Radmin (удаленное администрирование) компании “Фаматек”.