Пять решений для сокращения IT-издержек в условиях кризиса


(495) 123-37-58 Москва
 С.-Петербург
 Ростов-на-Дону
 Екатеринбург
 Нижний Новгород
>> просмотреть все города

Графические программы

AdobeПродажа Photoshop, Pagemaker, Illustrator.

Пять решений для сокращения IT-издержек в условиях кризиса

Затраты на IT, по мнению экспертов «ДК», в 2009 г. сократятся, особенно среди компаний среднего бизнеса. Но несмотря на стремление сократить издержки, многие не урежут IT-бюджет до нуля, а будут искать оптимальные варианты получить желаемое, но за меньшие деньги. «Деловой квартал» составил ТОП-5 шагов по сокращению издержек на IT.

Эксперты

Рустам Аскаров
директор по развитию IT-департамента информационных технологий ГК «Алтэкс»

Александр Квасов
директор нижегородского клуба IT-директоров

Сергей Киселев
директор ООО «ГРААЛЬ»

Сергей Малышев
директор ООО «1С: Франчайзи-НН»

Марат Мухорьямов
руководитель направления внедрения ПО ООО «ЛАД»

Алексей Суслопаров
директор Волго-Вятского филиала «АйТи»

Какие решения будут внедрять интеграторы в 2009 г.? Почему рынок франчайзи «1С» может подняться на кризисе? Настолько ли «бесплатно» ПО с открытым кодом?

Крупнейшее исследовательское агентство Gartner уже нарисовало картину развития IT-рынка на следующий год. По его прогнозам, во всем мире темпы роста IT-сектора упадут в два раза — до 2,3% за 2009 г. Но в России, которая в развитии IT всегда отставала от других стран, темпы сократятся не вдвое, а всего на треть. Тем не менее, тенденция следующего года очевидна: заказчики уже сейчас активно подрезают бюджеты на IT. Банковский сектор, по словам экспертов «ДК», вообще сократил его до нуля, оставив некоторых местных интеграторов с высокой дебиторской задолженностью. И сейчас самые недоверчивые компании-интеграторы решаются переходить на стопроцентную предоплату. Несмотря на разразившийся кризис во всех сферах бизнеса, потребности компаний в IT-решениях и поддержке никто не отменял. Только сейчас заказчики будут предъявлять несколько иные требования: решение должно быть не только эффективным, оптимальным по цене, но и быстро внедряемым. Автоматизироваться нужно быстро, очень дешево и с максимальной отдачей. С одной стороны, к этим параметрам компании стремились всегда. Но если раньше компромиссы были возможны, потому что компании автоматизировались, делая ставку на будущее, то сейчас они это делают по принципу «здесь и сейчас».

Эксперты «Делового квартала» составили ТОП-5 актуальных в следующем году решений для среднего бизнеса, которому хочешь — не хочешь, но хотя бы частично автоматизироваться придется.

Заменить западную систему на российский аналог

«Тяжелые» решения для автоматизации бизнес-процессов от западных вендоров и так не были в особом почете у компаний среднего бизнеса. В Нижегородской области их внедряли не часто, в основном быстрорастущие производственные предприятия. Сейчас же у продуктов иностранных вендоров и вовсе мало шансов стать востребованными в регионе.

По мнению экспертов «ДК», все уже начатые проекты завершатся по плану. Как отмечает директор по развитию IT департамента IT-технологий ГК «Алтэкс» РУСТАМА АСКАРОВА, единственное, что изменится при их реализации, — это цены на оборудование: «Переоценки консалтинговых услуг не будет, но заказчики, скорее всего, нач­нут сокращать затраты на железо». По словам эксперта, конечно, есть и «дорогие», и «дешевые» вендоры, но перекоса в сторону совсем дешевых решений в ущерб их качеству не будет. Однако компании, которые только собирались запускать полную или частичную автоматизацию бизнес-процессов, сейчас предпочтут стандартное решение для своей отрасли — перекос в сторону таких решений на рынке все-таки произойдет. По данным исследовательской компании iKS-Consulting, сегмент массовых программных продуктов, ориентированных на малый и средний бизнес, в 2009 г. будет самым перспективным на рынке интеграционных услуг. Директор нижегородского клуба IT-директоров CIO-NN АЛЕКСАНДР КВАСОВ подчеркивает, что автоматизироваться компании будут по принципу «быстро, дешево, сердито, понятно». В этом сегменте вне конкуренции окажутся решения на базе «1С». Руководитель отдела внедрения ПО ООО «ЛАД» МАРАТ МУХАРЬЯМОВ уточняет, что спрос на решения «1С» изменится сразу в двух направлениях: во-первых, крупные компании, которые планировали внедрить системы от западных вендоров, уже сейчас активно присматриваются к решениям «1С» и готовы работать на отечественной платформе. А во-вторых, вырастет спрос на специализированные отраслевые решения «1С» со стороны компаний среднего бизнеса: внедряются они, по словам эксперта, гораздо быстрее, и в конечном счете проект стоит дешевле. «Бюджеты на автоматизацию безусловно будут пересматриваться. Скорее всего, сократится количество масштабных IT-проектов, а число отраслевых и типовых внедрений (особенно отечественных) увеличится. Безусловно, увеличится спрос на аутсорсинг. Коммерческие предприятия начнут сокращать штат собственных программистов и передавать процессы внедрения автоматизированных систем управления(САУ) в руки профессионалов»., — уверенно говорит директор ООО «1С: Франчайзи-НН» СЕРГЕЙ МАЛЫШЕВ.

Отказаться от ПО с открытым кодом

Стремление компаний сэкономить на лицензии, а также на внедрении дорогих решений для автоматизации бизнес-процессов заставляло средний бизнес разрабатывать собственные решения на базе ПО с открытым кодом. Платформ для таких решений на рынке всегда было много — бери и дописывай под себя. «В этом-то сейчас самый серьезный недостаток собственных разработок компаний: автоматически приходится наращивать человеческие ресурсы — штат программистов, которые будут постоянно дописывать это обеспечение», — объясняет Марат Мухарьямов. Тем самым увеличиваются издержки на персонал, растягивается время внедрения проекта: совершенствоваться можно до бесконечности. Поэтому, как уверяют эксперты, экономить на IT за счет перехода на самописные ПО нецелесообразно. Чтобы внедрить систему и заставить ее работать, требуется время: найти специалиста, поставить задачи, дописать, внедрить, снова дописать. Более того, как правило, требуются дополнительные затраты на обучение персонала. «Все это сильно застягивается и становится неэффективным», — считает директор «Волго-Вятского филиала «АйТи» АЛЕКСЕЙ СУСЛОПАРОВ.

Сэкономить на производительных ПК и лицензировании всех рабочих мест

Технология «тонких клиентов» стабильно пользуется спросом, но не самым высоким. С одной стороны, развертывание в компании «терминального решения» требует значительных первоначальных инвестиций — стоимость лицензионного решения на компанию от 100 человек начинается от $10 тыс., если речь идет о разработке западного вендора. С другой стороны, экономия на лицензировании программного обеспечения, покупке производительных ПК для каждого рабочего места обойдется компании в 1,5 раза дороже, если бизнес-процессы в ней хотя бы минимально автоматизированы.

Директор ООО «ГРААЛЬ» СЕРГЕЙ КИСЕЛЕВ: «За последние 1,5 года, когда вопросы лицензирования остро встали перед всеми компаниями от мала до велика, руководители взяли в руки калькуляторы и подсчитали, что закупка лицензий может оказаться очень дорогой. Для малой компании она может стоить до $800 в перерасчете на одно рабочее место». Не лицензироваться сейчас тоже нельзя — проверка лицензий в компании стала уже инструментом конкурент­ной борьбы: хочешь, чтобы у конкурента были проблемы, отправь к ним «Отдел К». «Понимая, что деньги выкладывать все-таки придется, компании начали активно обращаться к «технологиям тонких клиентов» и вкладываться в терминальные решения, чтобы сократить издержки на ПО и покупку дорогой техники. Но пока спрос скорее вялотекущий: вот когда все начнут резко экономить каждую копейку затрат на IT, «технологии тонких клиентов» буквально войдут в моду», — констатирует Сергей Киселев. Руководитель заодно получает инструменты полного контроля над компанией, защищает всю рабочую информацию, но раньше это было скорее приятным дополнением, чем целью. Сейчас же терминальные решения заказчики будут рассматривать в комплексе, так как от внедрения нужно получить максимум.

Передать все на аутсорсинг

Аутсорсинг IT-процессов стабильно растет в последние два года, но уступает по доходности другим сегментам. По данным исследовательской компании IDC, доля дохода от IT-аутсорсинга в 2007 г. занимает 12,1% в общей структуре затрат российских компаний на IT. Этот сегмент, по мнению экспертов «ДК», кризис точно не подкосит —в стремлении сократить издержки на персонал предприятия начнут активно передавать на аутсорсинг все не связанные с основным производством задачи. «К передаче IT на аутсорсинг компании всегда относились настороженно, боясь доверить самое ценное — информацию — сторонним компаниям. Сейчас же решение будет приниматься с помощью калькулятора: отдать на аутсорсинг IT-поддержку в 1,5-2 раза дешевле, чем держать штатного, пусть и недорогого сисадмина», — заявляет Марат Мухарьямов. Однако эта тенденция будет применима все-таки только к среднему бизнесу — крупный, как правило, от своего отдела IT-специалистов старается не отказываться. Сергей Киселев вообще недоумевает, как малые компании до сих пор предпочитают держать на балансе штатного сисадмина, который раз в неделю меняет картридж в принтере: притом что логика понятна — человек всегда под рукой, да и его всегда можно дополнительно нагрузить другой работой.

Еще одним препятствием развития этого сегмента были претензии, в основном к срокам реагирования, со стороны компаний, которые уже попробовали передать все на сторону и не получили качественной поддержки. Нельзя сказать, что за два года интеграторы резко улучшили качество своих услуг, но, по мнению экспертов «ДК», сейчас, в условиях жесткой конкуренции за каждую компанию, они будут постоянно повышать его.

Особенно актуальной передача IT на аутсорсинг будет в сегменте ритейла, поскольку местные сети грешат «раздуванием штата программистов» для поддержки существующих программных решений. В отдельных нижегородских сетях штат программистов насчитывает 30 человек. Они первыми начнут сокращать издержки на персонал, в том числе за счет привлечения сторонних организаций. Также малый бизнес будет активно переходить на аутсорсинг, но рынок IT-аутсорсинга это сильно не подрастит. Зато вырастет сегмент небольших компаний-интеграторов, которые будут зарабатывать будут как раз на обслуживании фирм со штатом не более 40 человек.

Накопить на комплексную автоматизацию

Как отмечают эксперты «ДК», после кризиса 1998 г. компании всех уровней осознали потребность в комплексной автоматизации. «В 2001 г. был подъем рынка автоматизации бизнес-процессов — все сразу поняли, зачем нужно автоматизироваться, и что денег на это лучше не жалеть», — вспоминает Рустам Аскаров. Такой же подъем ожидает IT-сегмент через два года после нынешнего кризиса, примерно в 2010-м.

Потребность в сокращении издержек за счет внедрения IT-решений была высока и до кризиса, констатируют эксперты. Но после того, как все встали перед необходимостью срочно сократить затраты на персонал, быстро консолидировать активы и сделать бизнес максимально эффективным, стало очевидно: часть этих проблем можно решить не усилием воли директора, а за счет имеющейся в компании IT-системы. «Сначала решения для бизнеса недооценивали, потом их якобы переоценивали (так считали те, кто еще только собирался автоматизироваться), через год нас ждет ситуация, когда решения снова будут оценены по достоинству. Так и должно быть», — уверены эксперты «ДК». Например, федеральный интегратор ГК «Оптима» прогнозирует, что после кризиса спрос будет не столько на «стандартные» решения для автоматизации, сколько на сложные системы для повышения эффективности отдельных бизнес-процессов. В компании полагают, что это позволит увеличить средний чек за внедрения, а также повысить долю дохода от IT-консалтинга. Поэтому, несмотря на кризис, интеграторы готовятся к массовому спросу на свои решения через 1,5 года.

Технология «тонких клиентов» — терминальные решения, представляющие собой вычислительную сеть с использованием мощного центрального сервера, на котором выполняются все клиентские приложения, и «легких» станций на рабочих местах. Наиболее эффективным способом решения задач, связанных с расширением и обновлением IТ-инфраструктуры, является внедрение централизованной информационной системы с терминальным доступом. Эксперты компаний Gartner Group, Meta Group, Zona Research и Giga Information Group полагают, что применение этой технологии позволит снизить общую стоимость владения IТ-инфраструктурой предприятия от 5 до 50%.

Статистика


IТ-аутсорсинг развивается преимущественно в добывающей промышленности

доля затрат на IТ-аутсорсинг в общем бюджете расходов на IТ по отраслям, %
добывающая промышленность [35%]
энергетические компании [28%]
металлургические предприятия [21%]
машиностроение [16%]
Источник: Cnews.


Явного перераспределения долей доходов от IТ на рынке вследствие кризиса может не произойти

доли дохода от различных направлений в общей структуре оборота рынка IТ-услуг, %
системная интеграция [30,4%]
IТ-консалтинг и разработка заказного ПО [28,8%]
Внедрение и поддержка ПО [18,7%]
Аутсорсинг [12,1%]
Консалтинг IT-систем [5,7%]
IТ-обучение [4,3%]
Источник: IDC.

Марат Мухорьямов: «Крупный бизнес, ранее приценивающийся только к западным ЕРП-системам, сейчас готов автоматизироваться на решениях «1С».

Рустам Аскаров: «После кризиса 98-го года резко вырос спрос на ERP-системы. Похожее может случиться и через 1,5 года».

Сергей Малышев: «Кризис – это время наведения порядка в IT-сфере. При благоприятной экономической ситуации компании росли быстрыми темпами, и у них не хватало времени на автоматизацию. Сейчас рост замедлится, и компании сконцентрируются на оптимизации и повышении производительности бизнес-процессов».