В России наступает время открытого ПО


(495) 123-37-58 Москва
 С.-Петербург
 Ростов-на-Дону
 Екатеринбург
 Нижний Новгород
>> просмотреть все города

Графические программы

AdobeПродажа Photoshop, Pagemaker, Illustrator.

В России наступает время открытого ПО

Тему Open Source (OS) никак нельзя назвать новой, но все же ее обсуждение в нашей стране до сих пор шло в контексте новостей из-за рубежа. Лишь в течение последнего года мы видим повышение реального интереса к этому вопросу, правда, преимущественно в виде некоторых планов в системе образования. А, например, использование открытого ПО на нашем корпоративном ИТ-рынке — это практически “неизвестная земля”. Какова же реальная ситуация с использованием Open Source в России? Как она соотносится с зарубежной практикой? Что можно ожидать в ближайшей и отдаленной перспективах? Эти вопросы обсуждаются в беседе с генеральным директором компании “АйТи” Тагиром Яппаровым.

- Как вы оцениваете общее положение с применением открытых программных продуктов в нашей стране?

Тагир Яппаров: Краткий ответ таков: мы заметно отстаем от западных стран в плане использования открытого ПО, но уже в ближайшее время ситуация будет меняться. Мне кажется, что как раз наступивший деловой год станет переломным в деле широкого продвижения концепции Open Source на российском ИТ-рынке, причем как в государственной, так и в коммерческой сферах.

Давайте посмотрим на ситуацию в мире. Идеи Open Source в свое время родились в академической среде, и довольно долгое время считалось, что данная концепция ориентирована на энтузиастов из научно-образовательной среды, которая, кстати, сама по себе составляет весьма значительную долю рынка. И что для использования в критически важных для бизнеса системах OS не очень подходит, в частности из-за не совсем понятных для заказчиков условий лицензирования, распределения ответственности и т. д.

Но что мы видим сейчас, в том числе по данным независимых исследований, результаты которых вполне коррелируют между собой. Более половины коммерческих компаний уже сегодня используют в той или иной мере открытое ПО, причем доля его применения доходит до 50% в корпоративных системах. Причем речь идет не только об операционных системах. Например, опрос, проведенный этой весной CIO.com, показал такое распределение используемых компаниями решений на основе ПО с открытым кодом: Linux — 78%, Web Services — 74%, средства разработки — 71%, офисные приложения — 45%, бизнес-приложения — 29%. В различных странах Европы, Азии, Южной Америки реализуются масштабные программы и конкретные планы по расширению использования открытого ПО в органах государственной власти. То есть можно однозначно утверждать: корпоративный Open Source за рубежом — это работающая и развивающаяся модель, уже доказавшая свою жизнеспособность и перспективность.

- А чем же объясняется такое распространение Open Source за рубежом? Ведь все уже давно поняли, что это совсем не бесплатное удовольствие, да и не так много пользователей горит желанием иметь доступ к исходному коду программ.

Т. Я.: Тут несколько важных моментов. Да, есть и открытые продукты, продаваемые за деньги. Но главное, что корпоративный заказчик получает выбор между бесплатным и коммерческим вариантами ПО, с соответствующим перераспределением рисков и ответственности. Верно и то, что огромному числу пользователей нет никакого дела до исходного кода. Но есть и большой слой заказчиков, для которых это становится критически важным. Такая возможность является порой просто необходимой при выполнении крупных интеграционных проектов.

Тут несколько важных моментов. Да, есть и открытые продукты, продаваемые за деньги. Но главное, что корпоративный заказчик получает выбор между бесплатным и коммерческим вариантами ПО, с соответствующим перераспределением рисков и ответственности. Верно и то, что огромному числу пользователей нет никакого дела до исходного кода. Но есть и большой слой заказчиков, для которых это становится критически важным. Такая возможность является порой просто необходимой при выполнении крупных интеграционных проектов.

Но дело даже не в бесплатности лицензий или доступности исходного кода как таковых. Ключевая идея Open Source — это принципиально иная, чем в мире проприетарного ПО, модель разработки и развития ПО, изменение взаимоотношений между поставщиком и потребителем софта, а именно вовлечение потребителя в процесс создания и сопровождения информационных систем. Кстати, именно поэтому основная проблема продвижения Open Source лежит не в технологической плоскости, а связана с необходимостью изменения менталитета — привычек, традиций, представлений — как пользователей, так и ИТ-специалистов.

Но уже сейчас ясно, что парадигма Open Source находит все большее понимание в корпоративном секторе. Потому что OS-решения в наибольшей степени отвечают потребностям корпоративного рынка: они обеспечивают высокую надежность и безопасность, не перегружены избыточным функционалом, имеют возможность гибкой адаптации к конкретным проектам и т. д.

- Польза для клиентов — это понятно. А как зарабатывают на открытом ПО ИТ-компании?

Т. Я.: Долгое время разработка и продвижение Open Source были уделом энтузиастов. И это больше всего пугало бизнес-заказчиков, которые отлично знают, где бывает бесплатный сыр. Но дело как раз в том, что за последнее десятилетие созданы и доказали рыночную успешность коммерческие модели работы на рынке корпоративного Open Source. Достигнута “критическая масса” софтверных разработчиков в этой сфере: уже сейчас отношение рабочих мест в индустриях открытого и проприетарного ПО на Западе составляет 30:70. По прогнозам аналитиков к 2010 году услуги, связанные с использованием Open Source, составят треть от всего рынка ИТ-сервисов. То есть ИТ-компании зарабатывают на сервисах, связанных с внедрением и использованием ПО.

Заказчики этих услуг хорошо понимают, за что нужно платить деньги . Речь идет об оптимизации расходов, о повышении надежности инвестиций в ИТ и о соответствии ИТ-затрат потребностям бизнеса.

- Вернемся к нашей действительности. Что же мешает нам взять на вооружение идеи Open Source? Вроде бы как раз в России были все исторические предпосылки для этого: в советские времена мы и работали исключительно по этой модели: бесплатное ПО, доступность исходного кода, вовлечение заказчика в доработку получаемого (а не покупаемого) софта.

Т. Я.: Наши традиции нас и подвели. Мы так привыкли к бесплатности ПО, что несмотря на принятие еще в начале 90-х годов законов об охране авторских прав на программы, и проприетарные продукты в течение десятилетия считали общедоступными. Зачем трудиться над изучением той же Linux, если можно без затрат применять всем знакомую Windows?

Но за последние два года ситуация с легальностью-нелегальностью использования ПО в стране стала резко меняться. Это заставило многих заказчиков серьезно задуматься о поиске альтернативных вариантов для формирования своей программной инфраструктуры, и они стали изучать возможность применения открытого софта. Однако повышению интереса к Open Source способствует не только борьба с пиратством. Российские компании подошли к этапу решения масштабных задач информатизации, когда вопрос о выборе ПО становится уже вопросом не тактики, а стратегии. Сегодня совершенно на другом качественном уровне стоят проблемы национальных интересов и национальной безопасности, все понимают необходимость снижения зависимости от крупных ИТ-производителей. Принципиально важным является поддержка идей Open Source на правительственном уровне, которая выражается в том числе и в конкретных шагах по широкому использованию открытого ПО в государственных ведомствах, в системе образования.

- Достоинства не бывают без недостатков. Преимущества Open Source понятны, но ведь есть и объективные барьеры на пути этой концепции.

Т. Я.: Не только объективные, но и субъективные, причем очень существенные, связанные, скажем, с тем же менталитетом и привычками. Трудности, конечно, имеются, но они преодолимы.

Например, все же государственная стратегия в области открытого ПО еще не до конца сформулирована. Это может показаться удивительным, но есть юридические вопросы использования продуктов Open Source. Ведь законодательство в свое время разрабатывалось под проприетарную модель, и в нем не учитываются особенности Open Source. В частности, существуют прозаические, но вполне реальные проблемы учета открытых и бесплатных продуктов в бухгалтерии. Например: как отследить изменение стоимости ПО в результате его доработки?

Но все эти вопросы уже стоят в повестке дня у соответствующих государственных структур и будут решены если не в этом году, так в следующем.

Мы считаем, в том числе опираясь на результаты ряда исследований, проведенных в нашей стране, что главное препятствие на пути к использованию открытого ПО — отсутствие достаточного количества специалистов в области его внедрения и администрирования, и эта проблема особенно актуальна для регионов. Это хорошо понимают и ведущие мировые ИТ-поставщики, работающие в нашей стране, и российское правительство.

Вопрос о необходимости системной подготовки кадров был поставлен во время первого визита в Россию президента и CEO компании Red Hat Джима Вайтхёрста в марте этого года, и тогда же была достигнута договоренность о начале в вузах нашей страны академической программы Russian Open Source Education Program (ROSEP). Причем в школах тоже начались пилотные проекты по изучению и применению открытого ПО, таким образом правительство страны учло опыт предыдущих лет, когда внедрение открытого ПО в системе среднего образования пытались проводить без должного обучения работников школ.

Пока что и сами российские ИТ-компании недостаточно готовы к внедрению Open Source у своих заказчиков, особенно актуальны сложности с организацией технической поддержки OS-приложений в распределенной модели.

- С общей ситуацией, проблемами и перспективами мы разобрались. А что делает “АйТи” в области Open Source, в том числе в плане решения обозначенных выше вопросов?

Т. Я.: Прежде всего мы приняли принципиальное стратегическое решение о широком использовании концепции Open Source в нашей деятельности. Напомню, что “АйТи” — это группа компаний, которые занимаются различными, хотя и взаимосвязанными видами ИТ-бизнеса.

Нам близка сервисная модель бизнеса, связанная с внедрением OS-решений. Хотя начинали мы с того, что в 90-х годах отечественные заказчики ИТ-решений не хотели платить не только за ПО, но и за любые услуги. И софт, и сервис тогда воспринимались лишь как бесплатное приложение к покупаемому “железу”. Сейчас ситуация меняется (хотя по-прежнему структура ИТ-затрат российских компаний сильно отличается от типичной для стран с более развитой экономикой), и мы хотим в полной мере использовать возможности, которые открывает перед системными интеграторами и заказчиками открытое ПО.

Из конкретных шагов назову открытие в “АйТи” сервисного центра компетенций Linux, специалисты которого разрабатывают и внедряют решения на базе ПО с открытым кодом и помогают организациям переходить на использование Open Source-продуктов. Мы намерены расширить его деятельность в регионах. Ведется ряд проектов с использованием открытого ПО. Мы постоянно общаемся с заказчиками, показывая им возможности и преимущества Open Source, расширяем деловые контакты с ведущим мировыми поставщиками, в частности с Red Hat.

Что же касается подготовки кадров, то особая роль в этом деле, естественно, отводится нашему учебно-консалтинговому центру. В “Академии АйТи” есть большой набор курсов по разным открытым технологиям и продуктам, интерес к ним растет, в том числе в виде реализации учебных проектов с различными организациями и ведомствами. “Академия АйТи” выступает в качестве координатора программы ROSEP. Кроме того, в этом году центр стал исполнителем федерального проекта по “формированию ИКТ-компетентности педагогического состава образовательных учреждений в области свободного программного обеспечения с использованием дистанционных технологий обучения”. В рамках этого проекта до конца 2008-го курсы повышения квалификации пройдут более двух с половиной тысяч сотрудников школ из трех “пилотных” регионов страны — Татарстана, Томской области и Пермского края.

Мы намерены шире использовать концепцию Open Source в разработке и продвижении своего прикладного ПО, в первую очередь — наших флагманских продуктов HRM-системы “БОСС-Кадровик” и СЭД “БОСС-референт”. Как я уже сказал, одна из основных идей Open Source — вовлечение заказчика в процесс разработки и сопровождения ПО. Однако тут нужно сделать некоторые уточнения.

Традиционно Open Source воспринимается как ПО, доступное абсолютно всем. Но ведь подобную модель можно использовать и применительно к ограниченным сообществам. Тут можно привести аналогию, скажем, с Интернетом и частными сетями, интранетом. Или с интернет-ресурсами, доступными лишь зарегистрированным пользователям, причем такое сообщество может включать миллионы пользователей.

Мы уже начинаем отрабатывать такие схемы на своих прикладных программных решениях. И речь идет не только о предоставлении исходного кода заказчикам. Мы хотим, чтобы они приняли участие в развитии продуктов, чтобы их доработки нашего ПО становились доступными пользователям из других компаний. Тогда наша роль будет заключаться уже не только в создании программ, но и в поддержке соответствующего репозитария клиентских решений.

Возможны и другие варианты работы системного интегратора на рынке OS-решений. Как известно, многие крупные заказчики создают собственные прикладные программные системы. Но разработать ПО — это только полдела, а дальше встают проблемы развития и сопровождения, которые требуют все больше и больше ресурсов, которых не хватает даже у очень больших организаций. Один из оптимальных выходов из этой ситуации — отдать свою разработку на сопровождение внешнему исполнителю. Но возникает вопрос — а кто возьмется за неподъемную работу разбираться в чужом коде? Однако если подойти к решению этой задачи с позиций Open Source, она становится более реальной.

В качестве иллюстрации этой идеи можно назвать такой пример: не так давно один очень крупный американский заказчик передал свою корпоративную разработку, имеющую многолетнюю историю, на сопровождение и развитие компании Red Hat. На выбор исполнителя, конечно, повлиял авторитет Red Hat в мировой ИТ-отрасли, но важным моментом является и то, что у нее есть немалый опыт в управлении открытыми проектами и сотрудничестве с огромным сообществом Open Source.

- Что ж, вы нарисовали блестящие перспективы для Open Source. Но вот еще какой вопрос: в какой степени ваш оптимизм разделяет российский ИТ-бизнес в целом? Или вы считаете, что компания “АйТи” достаточно сильна, чтобы отправиться в одиночное плавание?

Т. Я.: Во-первых, не компания, а многопрофильная группа компаний, а это уже эскадра. Во-вторых, Open Source — это не безбрежный океан времен Колумба, а мощный, набирающий силу поток мировой ИТ-отрасли. Мы вливаемся в него, иначе можно опоздать. И наконец, мы видим готовность нашего ИТ-рынка к реализации идей Open Source и уверены, что многие ИТ-компании поддержат наши начинания. Мы со своей стороны хотим наладить отраслевое сотрудничество в плане продвижения свободного ПО и всегда открыты для диалога со всеми заинтересованными сторонами.