Ростовский IT-рынок увеличивает доходность


(495) 123-37-58 Москва
 С.-Петербург
 Ростов-на-Дону
 Екатеринбург
 Нижний Новгород
>> просмотреть все города

Графические программы

AdobeПродажа Photoshop, Pagemaker, Illustrator.

Ростовский IT-рынок увеличивает доходность

Наиболее значимыми тенденциями уходящего года эксперты называют борьбу с пиратским софтом, развитие рынков ERP-решений и IT-сервиса. Кроме того, заметными событиями для рынка его участники считают появление некоммерческого объединения IT-директоров, создание несколькими компаниями центров решений крупных вендоров и выход системных интеграторов в сектор IT-услуг. Отдельной тенденцией-2007 стало формирование нового рынка — открытого программного обеспечения.

Главным трендом в развитии ростовского IT-рынка в 2007 г. стал поиск новых источников дохода: классические сегменты рынка IT, по словам экспертов, достигли насыщения, и бизнес стал терять рентабельность.

Выход из сложившейся ситуации большинство компаний начали искать в секторе IT-услуг, развивая это направление в рамках своей специализации. Практически все IT-фирмы, работающие в Ростове, предложили своим клиен- там постпродажное сопровождение, а некоторые — IT-аутсорсинг и IT-аутстаффинг.

Эксперты считают закономерным открытие в начале года ростовского клуба директоров по информационным технологиям — «CIO CLUB — Юг», основные задачи которого, как говорят организаторы этого профессионального сообщества, — аккумулировать информацию о состоянии IT-рынка в Ростове, способствовать обмену опытом и технологиями между ростовскими и иногородними IT-компаниями, а также помогать его постоянным членам искать новые пути и рыночные ниши для дальнейшего развития.

Борьба с пиратством заставила коммерсантов переходить на открытое ПО

Основной темой, которая волновала как IT-компании, так и их клиентов на протяжении всего уходящего года, стало ужесточение контроля со стороны правоохранительных органов за использованием лицензионного программного обеспечения в российских компаниях. До сих пор большинство коммерческих организаций страны пользуется контрафактом: по данным специалистов корпорации Microsoft, уровень пиратства в корпоративном секторе России сейчас достигает 70%. В начале года в Ростове, впрочем, как и по всей России, ужесточились проверки ПО местных компаний, в ходе которых выявлялись факты использования нелицензионного программного обеспечения. Одним из наиболее показательных примеров можно назвать дело Александра Поносова, директора сельской школы, в которой в начале 2007 г. на компьютерах были обнаружены нелицензионные программы. Директор был признан виновным в нанесении ущерба корпорации Microsoft в размере 226 тыс. рублей и заплатил штраф. Доводы о том, что обвиняемый не знал о нелицензионном ПО в школьных компьютерах, и что в этом виновата фирма-поставщик, не возымели на суд действия. Специалисты компании IDC отмечают, что усиление борьбы с пиратским софтом, используемым в компаниях, будет сильно влиять на рост рынка ПО. В IDC говорят, что рынок коммерческого ПО будет расти примерно на 21% в год в период с 2007 по 2011 гг.

Эффект от борьбы с контрафактным ПО усилился после официального релиза новой версии операционной системы Windows Vista и офисного пакета Microsoft Office 2007. Вместе с выпуском новых версий популярного ПО, компания Microsoft объявила о прекращении поддержки и выпуска предыдущих версий Windows и Office. По мнению коммерческого директор компании Fast Reports Inc МИХАИЛА ФИЛЛИПЕНКО, пользователи не были готовы к столь активным совместным действиям корпорации Microsoft с органами правопорядка. Причем проблемы у предприятий возникли не только в связи с тратами на новое ПО: «Если вы приобрели оборудование в 2006 г. то, вероятней всего, для работы с новой операционной системой потребуется обновление компьютерного парка. Кроме того, неясным остается вопрос совместимости некоторых программ с новыми продуктами Windows».

В качестве возможных вариантов решения обеих проблем — необходимости лицензировать ПО, работающее на офисных компьютерах, и высоких аппаратных требований нового ПО от Microsoft — эксперты предложили несколько вариантов. Системный администратор ростовского филиала компании «Ультра» АЛЕКСЕЙ ЧУПАХИН предлагает не зацикливаться на программных продуктах Microsoft, а переходить на альтернативные операционные системы таких компаний, как IBM, Hewlett-Packard, RedHat, Mandriva или Novell: «Во-первых, они дешевле Windows, некоторые из них вообще распространяются бесплатно. А во-вторых, таким образом можно избежать тотальной модернизации компьютерного парка. Наша компания, к примеру, отказалась от перехода на Vista, и в ближайшее время начнет внедрение свободных программных решений на базе операционных систем FreeBSD и Linux от компании Mandriva». Эксперты уже сейчас прогнозируют бурное развитие рынка открытого ПО и, как следствие, взрывное увеличение доходов компаний, распространяющих и поддерживающих свободное программное обеспечение. Так, по информации аналитического агентства IDC, с 2007 по 2011 гг. этот рынок в мире может вырасти втрое, увеличившись с $1,8 млрд в текущем году до $5,8 млрд в 2011 г.

Вторым решением проблемы с лицензированием программных продуктов, которое предложили ростовским предпринимателям IT-компании, стало так называемое льготное лицензирование контрафактных версий программ. ЛЮДМИЛА ИСАКОВА, менеджер по маркетингу и рекламе компании «Эр-Стайл Юг», считает, что многим фирмам гораздо проще признаться в использовании контрафактного софта и купить специальную лицензию на него, чем переходить на ПО другого производителя: «Сохраняется привычный интерфейс, удобство настроек, возможность установки стороннего ПО. Корпоративным пользователям необходимы индивидуальные решения, а многие специальные программы работают только на ПО Microsoft».

Спрос на системы автоматизации привел в Ростов новых игроков и технологии

Собеседники «ДК» отмечают, что в 2007 г. активно развивалось направление автоматизации управления работой предприятием: в Ростове прошло несколько конкурсов на поставку CRM и ERP систем для крупных ростовских предприятий и государственных учреждений.

В городе открыли собственные офисы такие известные в России интеграторы, как «Инталев», Ansoft и «Ай-Теко», которые специализируются на разработке систем управления бизнес-процессами. По мнению заместителя генерального директора компании Ansoft АНДРЕЯ ПУТИЛОВА, в 2007 г. наметилась тенденция перехода от так называемых закрытых систем автоматизации, которые были актуальны несколько лет назад, к открытым, позволяющим реализовывать более гибкое управление бизнес-процессами: «В начале 2000-х годов перед многими компаниями стояла задача внедрить учетную систему для ведения бизнеса, выписки документов, ведения взаиморасчетов с контрагентами так далее. Но за последние два года местным бизнесменам потребовалась автоматизация внутрискладской логистики, цепочек поставок и проведения анализа данных с помощью более интеллектуальных систем». Как отмечают эксперты, в последние годы об автоматизации своего бизнеса стали задумываться и руководители предприятий среднего и малого бизнеса.

Выход новой версии бухгалтерской системы «1С» привел к незначительному перераспределению сил в этом сегменте рынка: резко упал спрос на «1С: Предприятие 7» и увеличились продажи «1С-8». «Восьмерка» предоставляет больше возможностей для пользователя по управлению учетом ресурсов предприятия, — говорит руководитель отдела внедрения «1С» компании «IT-центр Рыбасова» СЕРГЕЙ ГОРИН. — На рынке уже появились компании, которые не занимаются текущим сопровождением этой системы, а специализируются на разработке и ведении проектов на базе «1С-8». Но для ее продажи и обслуживания требуются высококвалифицированные специалисты».

В связи с тем, что компания, занимающаяся дистрибуцией и сопровождением «1С» 8-й, должна обеспечить дорогостоящей сертификацией не менее четырех своих специалистов, многие «1С — Франчайзи» отказались от продаж этой версии программы «1С» и переключились на консалтинговые услуги, предлагая клиентам решения на основе «1С» и предсказывая их возможную эффективность.

Участники рынка считают, что наметившееся увеличение спроса на внедрение современных ERP-систем в ближайшее время будет только расти. «Это связано с тем, что организации заинтересованы в решениях, обеспечивающих непрерывность и безопасность бизнес-процессов», — считает заместитель генерального директора компании «Крок» ВЕРОНИКА ТАРАБА.

Рынок IT-услуг развивается с оглядкой на клиента

Ростовские IT-компании в 2007 г., отмечают эксперты, начали более активно развивать дополнительные услуги: консалтинг и техническое сопровождение проектов, аутсорсинг IT-процессов, аутстаффинг специалистов. Что, по мнению экспертов, обусловлено более высокой доходностью этого сегмента. К примеру, как утверждают представители ростовского IT-рынка, рентабельность в бизнесе дистрибуции комплектующих в 2007 г. в Ростове составила чуть больше 7% в то время как маржа в секторе оказания услуг и IT-консалтинга — 30-40%.

Как утверждают игроки рынка, наиболее динамично в уходящем году развивался сегмент технического обслуживания компаний-заказчиков. По мнению директора «Сервисного центра «КМ» АЛЕКСАНДРА ПОПОВА в последний год в Ростове появилось много компаний, специализирующихся на ремонте и обслуживании техники: «В Ростове нет пока крупных специализированных сервисных компаний. Почти у всех игроков достаточно мало сертифицированных специалистов и небольшой опыт работы на этом рынке».

2007 год был отмечен интересом к ростовскому рынку IT-сервиса со стороны федеральных игроков. Как признаются участники рынка, многие московские сервисные компании, работавшие в Ростове с партнерами, решили выйти на рынок самостоятельно. Компания UpScale Soft, занимающаяся разработкой и сервисным обслуживанием программного обеспечения, открыла в начале октября собственный офис в Ростове. В июле в городе появился офис федеральной сервисной компании «Гаджет Сервис». Комментируя открытие ее филиала, ростовские эксперты отмечали, что очевидные преимущества «Гаджет Сервис» перед другими игроками рынка выражаются не только в предложенном наборе услуг, но и в оперативности и качестве выполнения работ.

Эксперты связывают развитие сегмента технической поддержки с необходимостью постоянного взаимодействия с клиентом : «Мы развиваем направление сервиса для клиентов, информационная составляющая в бизнесе которых очень велика, — объясняет менеджер проектов компании «ЮБиТек» ЕВГЕНИЙ ЖИЛИН. — Дело в том, что такие клиенты, как правило, являются владельцами достаточно мощного, дорогостоящего оборудования, которое требует круглосуточной технической поддержки 7 дней в неделю. Техническую поддержку нашим клиентам мы оказываем как выездом инженера на площадку, консультацией по телефону, так и он-лайновыми средствами диагностики, что обеспечивает необходимую для обслуживания систем такого уровня оперативность».

«Многие ростовские компании, занимающиеся сервисной поддержкой клиентов, стали практиковать абонентское обслуживание, в рамках которого инженер компании с определенной периодичностью выезжает к заказчику и выполняет работы по установке, настройке техники, прокладке сети или просто осуществляет текущий ремонт», — считает Александр Попов. В Ростове сформировалась устойчивая тенденция отдавать абонентское обслуживание компаний на аутсорсинг. Это выгодно как обслуживающей компании, получающей постоянного клиента, так и самому клиенту: за ним закрепляют одного специалиста, который уже узнает особенности IT-инфраструктуры компании-клиента, соответственно, проблемы заказчика решаются более эффективно.

Развитию IT-услуг, по мнению экспертов, поспособствовало появление новых предложений от системных интеграторов. Андрей Путилов: «Растет инфраструктура предприятий, внедряются новые технологии, повышается доля автоматизации. Все это вынуждает компании, предоставляющие услуги системной интеграции, уходить в определенную специализацию и создавать сервисные подразделения, которые будут оказывать консультации и техническую поддержку клиентам».